****************** |
|
|
|
Что нужно знать о сетевом маркетинге (MLM)?
Источник:
www.mlmv.com
"Меня критикуют, следовательно я существую" Э.Золя
Понимал жизнь французский классик. Критика - это оружие зависти, а
завидовать пустому месту - нельзя. Тема этой статьи - сетевой маркетинг
- сфера деятельности, в адрес которой отзывов, как положительных, так и
отрицательных, уже поступило бесчисленное множество. Какова их
объективность? Действительно ли объявления, приглашающие на работу в
организации данного профиля, заслуживают только отправки в мусорную
корзину, или они всё-таки достойны более пристального внимания? Что
представляет собой деятельность организаций рассматриваемой сферы?
Начнём наш рассказ с объяснения самого названия, столь современного и
малознакомого - сетевой маркетинг.
Термин "маркетинг" происходит от английского "market" - рынок.
Означает он процесс определения желаний покупателя и направление потока
товаров и услуг для удовлетворения этого спроса (Эдвин Дж. Долан
"Микро-экономика") или комплекс действий, предпринимаемый фирмами для
реализации своей продукции на рынке. Определение "сетевой" означает,
что для реализации продукции в данном случае используются сети
поставщиков - распространителей продукции. Сеть состоит из нескольких
уровней, на каждом из которых происходит передача и распределение
товаров на более мелкие партии. На последнем уровне товары доставляются
непосредственно конечному потребителю. И именно здесь образуется
основная масса трудовых вакансий.
Известный и применяемый ещё с древних времён, этот способ в
последние годы получил современное название и новую интерпретацию.
Характерной её особенностью является использование в качестве звеньев
не предприятий или прочих юридических лиц, а конкретных сотрудников -
лиц физических. Отсюда вытекает следующее свойство сетевого маркетинга:
подавляющее большинство издержек в нём приходится на зарплату
распространителей.
Родина его современной интерпретации - Соединённые Штаты. Дата
рождения - начало 80-х годов ХХ века. Благодаря этой новой
интерпретации сетевой маркетинг уже успел стать неотъемлемой частью
экономики множества стран и влияние его неуклонно продолжает
усиливаться. С каждым годом расширяется сфера и ареал его применения.
Быстрота его стремительного распространения обусловлена высокой
экономической эффективностью. Ибо успешно завоёвывать рынки и развивать
собственное дело способны только очень неглупые люди. Древнеиндийская
Бходжапрабандха гласит: "Бесчестье предпочитая, честью пренебрегая,
свою выгоду извлекает мудрый, ибо губить выгоду - глупость".
Каковы причины столь высокой эффективности сетевого маркетинга?
Очевидно, что они кроются в специфике структуры его затрат. Благодаря
отсутствию таких внушительных затратных статей, как арендная плата за
торговую площадь и покупка торгового оборудования, содержание охраны и
другого обслуживающего персонала и прочих, в предприятиях сетевого
маркетинга достигается значительное сокращение производимых издержек.
Повышается экономическая эффективность также благодаря высокой степени
экономии на масштабе в этой отрасли - схема её быстрее позволяет
производить реализацию товара крупными партиями. Есть и ещё одна, очень
немаловажная статья - величина налоговых платежей, позволяющая фирмам,
занимающимся сетевым маркетингом, добиваться дополнительной экономии по
сравнению с предприятиями традиционной торговли. Не секрет, что при
действующем в России налоговом законодательстве предприятия любой
отрасли стремятся минимизировать сумму налоговых отчислений. И именно в
сфере сетевого маркетинга для этого предоставляются наиболее
благоприятные возможности. Таковы главные составляющие успеха данной
предпринимательской отрасли сегодня. Но поскольку трудоустройство -
вопрос, решение которого следует ориентировать главным образом на
перспективу, пришла пора на время отвлечься от стремительно
ускользающего настоящего, дабы определить, каким для сетевого
маркетинга окажется неотдалённое будущее.
"Экономикс" Макконнелла утверждает, что в постиндустриальной
экономике (это та самая, к которой мы теперь движемся, вместо
коммунизма) большая часть ВВП (валового внутреннего продукта) будет
приходиться на продукцию сферы услуг. Причём часть эта будет неуклонно
увеличиваться. А сетевой маркетинг как раз и относится к сфере услуг,
более того, услуг индивидуализированных - торговый агент доставляет
продукцию каждому покупателю, даёт подробную консультацию и
индивидуальную рекламу - то есть к той области экономики, в которой в
ближайшее время планируется наибольший рост. Кроме того, необходимо
отметить, что эффективность его использования увеличивается вместе с
повышением уровня альтернативных маркетинговых затрат (арендной платы,
лицензирования, рекламных расходов и т. д.). В нашей жизни это скорее
правило, чем случайность. Так что будущее у сетевого маркетинга есть.
Тем не менее (или поэтому) сетевой маркетинг ругают. Ругают много и
ругают безжалостно. Вопрос - насколько справедливо его ругают и почему.
Без огня, как известно, дыма не наблюдается. И определённые основания
для критики сетевого маркетинга есть. Но здесь важно предельно четко и
правильно разделять критику, направленную против существования данного
вида деятельности и профессиональной занятости в нём вообще, от
критики, вызванной злоупотреблениями отдельных фирм этой отрасли или
организаций, "похожих на её представителей". Почему это важно и для
чего, мы сейчас наглядно продемонстрируем.
Примером организаций, "похожих на представителей" сетевого
маркетинга, являются "пирамиды". Они, привлекают в свои ряды так
называемых сотрудников, предлагая им заключить своеобразный "трудовой
договор". Суть его в том, что за право деятельности в данной
организации будущий "сотрудник" должен заплатить некоторую сумму денег.
После этого вся его последующая деятельность, будет заключаться в
поиске и привлечении следующих таких же "сотрудников". А его доход
будет складываться из отчислений с уплаченных по их "трудовым
договорам" средств. Для сглаживания возникающих в таких случаях
противоречий с законом подобными "компаниями" используется версия о
распространении какой-нибудь, часто формальной, продукции. Вследствие
этого не слишком утомляющая себя подтверждением достоверности молва и
относит такие "организации" к сфере сетевого маркетинга.
Другое дело, что существуют огульные и необоснованные обвинения в
том, что профессия эта неквалифицированная и бесперспективная, что
научиться там нечему, а работа - на износ. На эти обвинения у сетевого
маркетинга есть достойный и адекватный ответ. Ключ к нему - применение
сдельной оплаты. В этом случае, взяв человека с улицы, прогадать никто
не рискует. А вот стать хорошим торговым агентом может далеко не
каждый. Для этого надо иметь определённые качества: энергичность и
целеустремлённость, настойчивость и ответственность, общительность и
тактичность. Те, кто ими обладает или смогли ими овладеть, продавать
могут куда больше других, а значит и деньги хорошие зарабатывать.
Платят в сетевом маркетинге сразу и без задержек!
Теперь о том, чему такая работа научить может. Специфика её в том
заключается, что работникам сетевого маркетинга приходится иметь много
непосредственных контактов с людьми и от их успеха напрямую зависит
эффективность работы. Это означает, что работая с головой можно отлично
обучиться искусству убеждающего и делового общения. Выработать
безукоризненную вежливость в сочетании с твёрдой уверенностью в себе.
Неизбежно приобрести неоценимый опыт прикладной практической
психологии. А ваша записная книжка пополнится множеством полезнейших
телефонов... Это наверняка будет нужным не только для профессиональной
карьеры, но и для всей предстоящей жизни. Подарит вам эта профессия и
ещё одно не малоценное умение - улыбаться. Ибо не зря гласит китайская
мудрость: "Тот, кто не умеет улыбаться, не должен заниматься
торговлей".
Наконец, кто ругает и почему. Во-первых, жертвы "пирамид" и
собственной неосведомлённости. Ругают и те, кто попробовал, но не смог
работать. Вторят им граждане, оправдывающие свою боязнь потерять
привычное, с нищенской зарплатой место. И если в упрёках одних - гнев
на тех, кто сумел воспользоваться их простодушием, то в упрёках других
звучит не что иное, как боль от собственной неполноценности и
проявленной некомпетентности.
В заключение считаю нужным сказать: сетевой маркетинг - понятие
очень объёмное и многогранное, не заслуживающее однозначно
положительного или отрицательного к себе отношения. Поскольку объём
предлагаемых его работодателями вакансий очень велик, а возможность
попробовать там себя имеет почти каждый, подробная и достоверная
информация о нём, думается, будет полезной для многих наших читателей.
Чтобы удовлетворить их интерес, "Работа & Зарплата" планирует
продолжать публикации на эту тему. Мы расскажем вам о том, как извлечь
максимальную пользу из работы в этой системе. В отдельных статьях будут
рассмотрены правовые и юридические аспекты данного вида деятельности.
Будет рассказано, как отличить нормальную фирму от компании-"пирамиды".
Из дальнейших наших публикаций вы сможете узнать и о других полезных и
интересных вещах. Тем же, у кого одно словосочетание "сетевой
маркетинг" продолжает вызывать страх, напомню слова Виссариона
Григорьевича Белинского: "Человек страшится только того, чего не знает,
знанием побеждается всякий страх".
Салек Пинигин
|
|
|